Леонид Фёдорович Макарьев

 Моим учителем в театральном вузе (ЛГИТМиК) был Леонид Фёдорович Макарьев – профессор, Народный артист СССР, один из создателей первого театра для детей.

Ему было тогда уже около 80-ти. Мы были его последним курсом. Нас восхищала его подтянутая, стройная фигура, легкая походка. На нём всегда был элегантный костюм и до блеска начищенные ботинки. Его называли «последним из могикан».

Чтобы рассказать о нем, как об одном из величайших театральных деятелей 20-го века, я приведу здесь отрывки из статьи о нём моей подруги, однокурсницы и преподавателя Гарвардского университета Натальи Ивановой.  

«Учить надо для будущего.»

Куда ж нам плыть?

Ленинградский Театральный институт, ЛГТИТМиК, 1969 год.
Леонид Фёдорович Макарьев ведёт курс. Мы его студенты, наш курс последний на долгом и не таком простом педагогическом пути Леонида Фёдоровича. Во второй аудитории с белыми колоннами мы, студенты выходим на сценическую площадку и по очереди, каждый из нас читает свой от рывок из знаменитой «Осени» Александра Сергеевича Пушкина.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
…………………………………………………………….
Переливаясь плавятся пушкинские строки, задыхается восторгом последняя строфа и, вдруг, внезапно в воздухе повисает строчка: Плывём. Куда ж нам плыть? ……………….
…………………………………………………………….
И -тишина, несколько мгновений какой-то непроизвольной тишины.
Поставлен вопрос: Куда ж нам плыть?
В своём дневнике за 1972 год Макарьев напишет:
[su_quote cite=»]«Личность созревает в формировании вопросов, интересов и целей стремлений…Искусство педагогики требует от меня, педагога, мужества и терпения, расчёта и вдохновения….Учить надо для будущего, а не для сего дня.»[/su_quote]
«Куда ж нам плыть ?» — По замыслу нашего мастера, этот вопрос, возникший
перед нами в тишине аудитории должен запечатлеться в нас, в нашей душе,
чтобы сознательно или бессознательно, не давал нам покоя этот вопрос, и мы в
нашем будущем будем стремиться познать, понять и искать на него ответ.

Леонид Фёдорович родился в Перми в семье педагогов. Блестяще окончив
классическую гимназию в Оренбурге, он поступает в Петербургский
политехнический институт. Но в 1912 году он переходит на историко-филологический факультет Киевского университета, а через два года переводится на историко-филологический Петербургского университета.

Учителя учителя.

С первых лет нового двадцатого века историко-филологический факультет Петербургского университета, как магнит притягивал к себе молодые умы.
Столь притягательной научной высотой историко-филологический факультет
стал обязан личности профессора Фаддея Францевича Зелинского.
(В советское время имя этого замечательного ученого-педагога всячески
замалчивалось, но об это позже.)

Фаддей Зелинский — друг поэта и философа Вячеслава Иванонова и поэта, драматурга и критика Иннокентия Аненского — Зелинский был эллин по духу и
призванию, философ, и классик, педагог, полиглот, энциклопедист, переводчик, поэт, прозаик, общественный деятель, профессор СПУ, член корреспондент РАН, заслуженный деятель доктор honoris cousa14 европейских университетов.
Один из последних лауреатов Пушкинской премии, автор 800 работ, член корреспондент по разряду филологии и археологии, почётный член по разряду
изящной словесности отделения русского языка и словесности.
Он сорок лет отдал педагогической деятельности Стенах Петербургского
университета.
» В самом начале рождения нового 20 века Ф. Зелинским и Вяч. Ивановым была
провозглашена и последовательно разрабатывалась идея Третьего Возрождения» (Bachtin N.M. ) или Славянского Возрождения. Ими был принят термин — «Славянское Возрождение» , как культурное единение и просвещение на фундаменте идей Античной культуры.

Распространение идей » Славянского Возрождения», по мнению его авторов,
должно было идти по двум направлениям.
Именно: культурно-просветительском и педагогически-образовательном.

Важная роль в этой программе уделялась древним языкам . «Система обучения
греческому и латинскому языкам предоставляла( по Зелинскому) шанс осознать
психологические механизмы воздействия лингвистики на процессы «умственного пищеварения» , т.е. на развитие интеллектуальных способностей и формирование готовности»ко всякого рода научному труду»…и
нравственному становлению молодёжи.»

Эти идеи оказались очень близки чаяниям молодого Макарьева. Параллельно с
университетом он окончил в 1917 году Высшие педагогические курсы и начал
преподавать в 5-й и 6-й гимназиях Петрограда латынь и историю литературы.
По убеждению» возрожденцев» в процессе образования важное место должен
был занимать античный театр, как выразитель основных идей нравственности .

На протяжении всей своей жизни Макарьев оставался верен задаче театра
сформулированной Аристотелем. В своём вступлении к актёрской науке
Макарьев напишет об отражённых нравственных переживаниях зрителей :

[su_quote cite=» «]«Этот массовый подъём чувств, в котором ещё Аристотель открыл пафос » очищения» театром, и становится общественно — историческим оправданием искусства сцены…»[/su_quote]
Тогда в то переломное и сложное во всех отношениях время, молодой Леонид
Фёдорович знакомится ещё с одним замечательным человеком. Это Николай
Николаевич Бахтин,( писавший под псевдонимом Нович ) — замечательный
переводчик, соратник и единомышленник профессора Ф. Зелинского в вопросах
педагогики
Направлением педагогики, его интересовавшим, была воспитательная роль
театра. Макарьев познакомился с ним на Высших педагогических курсах, где
Бахтин преподавал.

Строительство.

Макарьев стал строителем ТЮЗа «в рядах строителей первого
призыва……, в дальнейшем — ближайший помощник Брянцева»…
Именно Бахтин пригласил Леонида Макарьева, имевшего некоторый
сценический опыт в студии при театре Гайдебурова, к Брянцеву в небольшой
одинокий номер в Европейской гостиницы, в то время детский интернат для
беспризорников, где «начали собираться его (Брянцева) единомышленники по
мечте о детском театре»

Родился ТЮЗ 23 февраля 1922 года. Он открылся сказкой П. Ершова
» Конёк — Горбунок»
«В помещении Театра Юных зрителей (Моховая, 35) — бывш. аудитория
Тенишевского училища — сконструирована новая сцена, объединившая в себе
античную оркестру, шекспировскую выдвинутую в зал эстраду и ярусную
средневековую сцену,….В первом спектакле » Конек — Горбунок» …сказку
сказывают деды-всеведы….» Главной действующей силой спектакля по замыслу создателей стал хор и массовые сцены, таким образом воссоздавалась этика восприятия древегреческого театра, этика «триединой хореи» (слово, песня, пляска).
Уже на второй год существования ТЮЗа по инициативе Н.Бахтина был создан небывалый огран: «парламент зрителей» — тюзовское «делегатское собрание». Макарьеввкладывал много сил в становление и работу делегатского собрания, по его инициативе и при его руководстве в начале 1925 года начинает выходить журнал » Новый зритель» , как орган «делегатского собрания» ЛёнТЮЗа. »
[su_quote cite=» «]«Искусство здесь — великое средство. Воспитание — конечная цель» [/su_quote]
Эта установка, прежде всего, на нравственное воспитание личности, на уважение к личности, идея нравственного благородства , заложенная при основании ТЮЗа оставалась в этом уникальном театре неизменной до 1964 года, ухода из театра Леонида Фдоровича .
А . Я. Бруштейн- писательница и друг ТЮЗа говорила:» Другой ( после
А.А. Брянцева) человек, значение которого перерастает рамки не только
ЛёнТЮЗа, но и всех вообще театров нашей системы,- это Леонид Фёдорович
Макарьев…»
Педагогическая работа сначала в студии при ТЮЗе, а потом в стенах
ЛГИТМиКа для Макарьева стала продолжением движения по единажды
избранному пути, стала содержанием его жизни.

С 1954 года Леонид Фёдорович начал вести свой » Театрально-педагогический
дневник» , в котором накаливались материалы для создания » актёрской науки»
программы практической методологии.
«Постановка вопроса о воспитании человека в артисте» — одна из основных глав «актёрской науки» Макарьева.
Он ставит вопросы и ищет на них практические ответы в рамках актёрского
образования:
[su_quote cite=» «]«Как сделать так, чтобы рядом с ремеслом, технологией развивалась личностная сторона?» «Как научить видеть красоту, наслаждаться красотой?» — потому что в обучении ….. процесс накопления порой важнее, чем результат…» и » … процесс постижения, процесс медленный….» «Как натолкнуть на самостоятельный поиск?» «Как подготовить не к подражанию и ремесленному исполнению, а к духовному творчеству и саморазвитию ?»(из предисловия к » методологии актёрской науки)[/su_quote]

В начале было Слово.

Мы на первом курсе . Задание Леонида Фёдоровича: дома прочитать сонеты
Шекспирав переводе С.Я.Маршака и выбрать для себя один из них. Для каждого из нас выбранный сонет должен превратиться в обращённый монолог. Надо понять твою личную необходимость в произнесении слов сонета. Слово должно быть действенно. Нельзя быть безразличным к словам, потому что » безразличные», пустые слова никогда не станут материалом, строящим твою личность. Понимали ли мы тогда это?
А.С. Шведерский, наш преподаватель на курсе Леонида Фёдоровича, вспоминает слова Макарьева, как устное завещание: «Я учил пониманию».
Да, процесс понимания, постижения медленный, требует времени, но зерно
посеяно и оно прорастает. Остальное зависит от нас самих.

[su_quote cite=» «]Время «…в беге круговом уносит всё что радовало нас……. Свой прежний блеск утратили цветы, но сохранили душу красоты.«[/su_quote]
Я и сейчас повторяю эти строки. Но что такое душа красоты? Как это понять и
принять? Или нравственность, по Платону, — это здоровье души. Леонид Фёдорович как-то в классе сказал, что накануне дома он читал речи Цицерона, и какое это богатство, какое это наслаждение. А что мы? У нас в лучшем случае просто недоумение: восьмидесятилетий профессор Макарьев дома читает в переводе Ф. Зелинского речи Цицерона,читает, да ещё с наслаждением. Зачем? Могли ли мы это понять ? Тогда нет.
А Леонид Фёдорович тянул нас вверх.
Л.А.Левбарг, вспоминия о прошлом и ЛГИТМиКа , говорила, что
Это «банальная вещь…. Учителя хотели видеть в ученике интеллигентного человека в первую очередь… Понятие школы предполагало высокий уровень человеческого общения. Отношение было особое. »
И как больно было услышать, когда режиссёр А. Белинский в своей телевизионной передаче » Рассказы старого сплетника» рассказал о своей встрече у Макарьева дома за несколько дней до того как Леонида Фёдоровича не стало. Уже на выходе, прощаясь с ним , Макарьев сказал: » Знаете, Саша, отчего я умру? Я умру от отсутствия собеседника.»

Красота. Красота внешняя и внутренняя.

Человек, благодаря заложенным в нём психологический особенностям, большую
часть информации перенимает на прямом примере в личностном общении. Об этом знали древние: ученик Сократа Антисфен писал, что основа методики воспитания —личный пример наставника.
А.С.Шведерский подробно описывает, как восьмидесятилетий Леонид Фёдорович поднимается с ним в аудиторию к студентам на третий этаж , как Макарьев «…Не может позволить себе войти в аудиторию . Не в форме! По-прежнему подтянут, но не может отдышаться от затяжного подъёма. …….. Стоим. Класс не подозревает, что происходит за дверью. Каким-то почти дирижёрским жестом чуть трогает и без того безукоризненно сидящий пиджак.
—Идём!!
Легко открывает дверь и стремительно, лёгких, пружинистым шагом входит в
аудиторию. «

Тот, кто видел Леонида Фёдоровича в его ролях на сцене ТЮЗа, вспоминают о его блестящем актёрском даре. А. Белинский в своевременно книге
«Недосказанное»пишет о спектакле П.К. Бейсбрема «Ворон» по пьесе Гоцци в переводе М. Лозинакого пишет, что после спектакля » Ворон», разговаривая с
нами студентами режиссёрами, Юрий Михайлович Юрьев ( это был последний спектакль, виденный им) сравнил игру Макарьева с Поссартом — великим
легендарным немецким трагиком. Много написано воспоминаний об удивительнейшем довоенномМакарьеве в роли Тартюфа.

В своей программе практической методики «актёрской науки» одна их самых
существенных глав для Леонида Фёдоровича это — вопрос о воспитании» человека в артисте…», т.е. воспитание личности. Для самого мастера в этих словах заключается глубокое содержание, первопричинный смысл и ответ навопросы: » Куда? Зачем? Для кого?»

Проникновенность в слове .

Кажется, что мы занимаемся простым упражнением на развитие голоса. Но это только кажется. Мы стоим в аудитории с белыми колоннами, мы, весь курс, образуем круг и мастер стоит в кругу вместе с нами. Нам даётся понять не умом, а чем-то другим, что ЧУДО покоится, живёт в слове. Мы все вместе, как один, одним вздохом, одним звуком, одним словом читаем гекзаметр:
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбилась.
Дева печальна сидит, праздный держа черепок.
И…. СЛОВО , взлетая, взрывается; я вижу взметнувшиеся вверх руки и такие
молодые восторженные глаза восмидесятилетнего мастера:
ЧУДО!
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечна печальна сидит.
Да, это — Чудо!
Чудо — потому что не иссякает вечный поток живой воды знания.»

Это отрывки из статьи Натальи Ивановой. Сама статья гораздо интересней. Я вам советую её прочитать целиком. На отдельной странице.http://tihiyugolok.ru/makarev-leonid-fyodorovich/

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *