Она была актрисой Вологодского драмтеатра.
Интеллигентная, подтянутая, очень живая и энергичная женщина. А ещё она была художественным руководителем театральной студии ДК железнодорожников.
Я занималась у неё четыре года, до окончания школы. Каждый год она готовила с нами спектакль, в котором были заняты все студийцы. Поэтому спектакли наши были очень многолюдные. Да и сцена Дворца культуры была огромна и предназначалась для постановок опер и балетов. Зал был рассчитан на 1200 мест.
Обычно к весенним школьным каникулам всё было готово: декорации, костюмы и артисты. Мы играли спектакль в 10 часов утра, каждый день, все каникулы, и даже за деньги. Билет стоил 10 копеек, как на детский киносеанс. И что удивительно – зал всегда был полным! Видимо, публике нравились наши спектакли. А какие это были счастливые и радостные дни!
Как я теперь жалею, что у меня ничего не сохранилось о Лидии Александровне! И в интернете я ничего не смогла о ней найти, кроме крошечных объявлений и заметок в областной газете «Красный север» за 1964-67 годы.
Спектакли Лидии Александровны Дунец:
«Красная Шапочка» по пьесе Е.Л.Шварца
«Волынщик из Стракониц» — пьеса-сказка И.К.Тыла.
«Оловянные кольца» — сказка-комедия Т.Г.Габбе
«Двадцать лет спустя» М.Светлова.
В «Красной Шапочке мне досталась роль Птицы. Я сидела высоко на дереве со своими птенцами и другими птицами, и мы предупреждали Красную Шапочку об опасности. В «Волынщике я играла лесную деву. А в «Оловянных кольцах я получила свою первую большую роль – Апрелии (Алели). Я просто наслаждалась, играя эту роль и, видимо, у меня неплохо получалось, потому что однажды по окончании спектакля сам главный режиссёр Вологодского драмтеатра Александр Васильевич Шубин, пришел за кулисы меня поздравить и даже поцеловал мне руку! Мне, пятнадцатилетней девчонке! А на следующий год в пьесе Светлова мне дали роль Вали, девушки пришедшей в комсомол. Здесь я окончательно решила, что буду актрисой.
Все наши успехи, конечно, были заслугой Лидии Александровны. Сколько она с нами возилась! Много мальчишек-подростков в студии были из так называемой «ворошиловской шпаны». (Их так называли, потому, что большинство из них жили на улице. Ворошилова). И Лидия Александровна сыграла немалую роль в их судьбе. Никто из них не пошёл по кривой дорожке, которую им пророчили соседи.
Лидия Александровна учила нас не только играть на сцене, но и тому, как вести себя в жизни, относиться к людям, друг к другу и нашему общему делу.
Она много с нами разговаривала, приглашала к себе домой, поила чаем. Помню, вместо обычных чашек у неё были пиалы, и она показывала нам, как нужно из них пить.
Каждый, наверное, вынес что-то своё из общения с ней, а я, благодаря ней поняла, что
на сцену нужно выходить не ради того, чтобы просто сыграть свою роль и блеснуть своими талантами перед родственниками и знакомыми. Нет. Надо ставить перед собой цели идеальные: изменить мир к лучшему, утвердить человека в добре, наполнить сердце его надеждой и любовью.
Как это сделать? Выходя на сцену, нужно хотя бы минуту об этом подумать и тогда на одну каплю добра в мире станет больше. Перед началом спектакля она собирала нас и говорила, о чем мы будем играть сегодня этот спектакль.
Наверное, это Лидия Александровна Дунец дала мне понять, что театр не пустая забава. Я начала всерьёз интересоваться театром и ремеслом актёра, начала читать книги о театре и узнала о Станиславском.
Она меня научила играть на большой зал, не бояться сцены и публики и получать от всего этого огромное удовольствие и радость. «Там», на сцене, ощутимо присутствовала «другая» реальность и мне в ней было хорошо.
Дорогая Лидия Александровна, низкий Вам поклон! Простите нам эгоизм молодости!
Мы были юные и легкомысленные, и не умели тогда по-настоящему ценить того, кто столько сил и времени жертвовал ради нас. Мы воспринимали это как само собой разумеющееся, нам некогда было понимать то, что Вы для нас делали. Мы спешили вперёд, в будущее, безжалостно оставляя Вас в прошлом. Теперь уже ничего не исправишь.
Лидия Александровна Дунец жива. Вчера, 5 февраля 2020 года отмечали её День Рождения. Она в настоящее время живет в Нью-Йорке. Рад был прочитать Вашу заметку о ней. Мне в своё время посчастливилось с ней поработать в Вологодском театре. Наша дружба продолжается по сей день.
Спасибо большое за Ваш комментарий! Как Вы меня порадовали! Передайте ей пожалуйста поклон от меня (Раи Гладышевой). Скажите ей, что я её помню и люблю и очень благодарна ей за всё, что она для нас сделала. А не могли бы Вы прислать мне какие-нибудь фотографии Лидии Александровны?
Какое счастье, что Лидия Александровна жива! Я всего один год занималась в театральной студии в КОРе, но светлые воспоминания о Лидии Александра храню всю жизнь. Очень яркий и талантливый человек. Здоровья и ещё долгих-долгих лет Лидии Александровне!
Мы с Вами оказывается когда-то были знакомы, в далёком детстве, и играли на одной сцене! Спасибо, дорогая Людмила, что Вы помните Лидию Александровну.