Почему мы их забываем?

На эту тему меня натолкнуло краткое изложение своей творческой биографии одним моим бывшим  студийцем, которому повезло или не повезло  окончить театральный институт и получить профессию актёра. Что меня задело в его биографии? Да вроде ничего особенного. Он просто называет началом своего творческого пути учёбу в театральном вузе. А ведь это не так.

Он пришёл ко мне в студию совершенно зажатым, не умеющим даже слова произнести, с деревянными руками и ногами. Таких молодых людей в театральном вузе даже к поступлению не допускают. И вот он уже довольно сносно играет у меня в спектакле, идёт в театральный вуз и его зачисляют в студенты. Вот он оканчивает его и становится актёром. А я, и весь наш студийный коллектив, уже навсегда, вычеркнуты из его театральной судьбы. Нас не было. «Как он мог забыть, что это именно я помогла ему, причём совершенно бескорыстно, избавиться от ужасных его недостатков!  Он забыл, как все студийцы были доброжелательны по отношению к нему и поддерживали в нём веру в свои силы!»

«А ведь и ты такая же неблагодарная!» — сказала мне в ответ на моё возмущение совесть. Невозможно было с ней не согласиться, и я решила вспомнить всех тех, кто, вольно или невольно, преподавал мне уроки в моей профессии. Я создала на сайте рубрику «Друзья и наставники» » и стала вспоминать тех, кто сыграл, каждый в своё время, вобщем-то, не маловажную роль в моей творческой жизни. И тут оказалось, что я так мало знаю о них. Я брала то, что они мне давали, и стремительно мчалась дальше, вперёд, оставляя их в прошлом навсегда. Мне захотелось узнать о них больше. Я стала наводить справки, обратилась к помощи интернета…. Но почти ничего там не нашла. А кто-то совсем растворился в небытии. И грустные мысли посетили меня.

А ещё, я обратила внимание на то, что в нашей театральной  среде, особенно стремительно всех забывают. Гремит имя артиста, все им восхищаются, кто-то ругает, о нём пишут и говорят. Потом он умирает. И опять все соболезнуют и обсуждают это событие. Но проходит немного времени и все обращаются к новым кумирам, которых со временем также благополучно забывают даже их ученики. Иногда в википедии можно найти о них статью, чаще всего очень небрежную и краткую, ничего не говорящую ни уму, ни сердцу. Иногда попадаются статьи, описывающие скандальные события в жизни актёра. Но нигде почти ничего нельзя найти о творчестве ушедшего, о том, как он осуществлял свою жизненную сверх-сверхзадачу в творчестве, для чего он жил и творил как художник. А ведь это самое ценное, что может оставить артист тем, кто идёт следом за ним.

Мало актёров, которые могут написать о своей жизни воспоминания с точки зрения приобретения творческого опыта и сделанных на этом пути открытий и поделиться своим опытом с другими, как это сделал, например, К.С.Станиславский в своей книге: «Моя жизнь в искусстве».

Я посмотрела сайты некоторых старых театров России, имеющих за собой двухсотлетнюю историю. Посмотрела именно страничку история театра и некоторые с удовольствием и интересом прочла. Но как жаль, что нигде в этих историях нет страницы об артистах, которые не на один год приезжали поработать в театр, а проработали в нем много лет или даже всю жизнь. Такие странички есть на сайте Малого театра и во МХАТе. И это вызывает огромное уважение к театру. Ну а в провинции актёров, видимо, не очень-то уважают.

Умер актёр, или покинул сцену по состоянию здоровья, —  его портрет тут же исчезает навсегда из состава труппы и никому нет дела до того, что артист отдал этому театру годы жизни. Это нехорошо. Это неправильно и несправедливо. Но как это исправить?

Я пишу именно о театральных актёрах. Артисты, которым когда-то довелось сняться в кино, даже уйдя из этой жизни, нет-нет да напомнят о себе, если фильм снова покажут, а огромная армия артистов театра, которые каждый вечер отдают публике частицу своей жизни, чтобы поддержать и украсить жизнь этой публики, навсегда предаются забвению. Самим актёрам и не нужно, чтобы их помнили, тем, кто ушёл навсегда тем более это безразлично, но это нужно живым и тем, кто только начинает свой творческий путь. Чтобы не распадалась связь времён, преемственность в творческом опыте и в знании своего предназначения.

Актёр должен знать, зачем он – актёр.

Жизнь и творчество артиста не должны быть лишены идеальной цели. Иначе, исчезает смысл. Знание опыта ушедших поколений встраивает артиста в их сообщество. Он уже не один, не сам по себе. Он часть их – истинных служителей сцены. И это дает силу, уверенность, придаёт достоинство артисту.

Пожалуйста, вы, артисты, если вы решили заниматься этим всю жизнь, интересуйтесь историей театра, читайте книги о театре, об артистах, о театральных школах и направлениях.

Интересуйтесь своей профессией, совершенствуйтесь в ней, собирайте по крупицам драгоценный опыт ваших предшественников и не забывайте своих учителей и наставников.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *