«О чем говорит актер — вот что главное. Современная театральная школа сопротивляется актерскому существованию. Грубо говоря: либо текст, либо эмоции. Иногда смотришь, актер поддался эмоциям, и я уже не слышу, о чем он говорит. Или наоборот — переживания побоку, но замечательная резонерская подача текста. А сосуществования текста и переживаний нет».
Сергей Маковецкий
Да, это вечная актёрская проблема. И одна из самых главных. Если не самая главная. Этому нас учили с первого курса. К каждому уроку Леонида Фёдоровича нужно было выучить какой-нибудь сонет Шекспира. Мы учили, выходили на сцену и читали, а Леонид Фёдорович почти всегда говорил: «Я ничего не понял». Мы начинали ему объяснять про что сонет. «О чём написал Шекспир я понимаю, но я не понимаю, что ты читаешь, о чём».
Как часто бывает в театре — у актёра прекрасная дикция и голос, его хорошо слышно даже на галёрке, но смысл его речей ускользает от меня. А ведь как бы актёр не переживал на сцене, если я не понимаю причины его переживаний, если он не передаёт мысль вместе с чувствами, то я останусь холодным наблюдателем. Мысль прежде всего. От мысли рождается чувство.